Независимая оценка пожарных рисков
Независимая оценка пожарного риска (ПОЖАРНЫЙ АУДИТ)
Приказом МЧС России от 04 октября 2018 года № 424 ряд документов, определявших порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации организации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска (приказы МЧС РФ : от 25.11.2009 N 660, от 11 апреля 2016 года N 186, от 21 мая 2015 года N 252, от 22 июня 2010 года N 287) утратили силу.
В соответствии с Письмом директора Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России Р.Ш. Еникеева от 24 января 2019 № 19-16-172 «О разъяснении обращения» … аккредитация экспертных организации не требуется…
В соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от от 31 августа 2020 года N 1325 «Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска»
23 октября 2019 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 мая 2018 года N 602 «Об аттестации должностных лиц, осуществляющих деятельность в области оценки пожарного риска» ХОРОХОРИН ГЕННАДИЙ ГЕННАДИЕВИЧ – заместитель генерального директора - ведущий специалист-эксперт ООО «Бюро пожарного аудита» прошел аттестацию и получил квалификационное свидетельство в территориальном органе МЧС России по Новгородской области на право осуществления деятельности в области независимой оценки пожарного риска.
В соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ общество с ограниченной ответственностью «Бюро пожарного аудита» получило право на проведение НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ ПОЖАРНОГО РИСКА объектов защиты на всей территории России.
Узнать подлинность "Квалификационного удостоверения" можно позвонив по телефону МЧС Великого Новгорода - 8(8162) 765126
Независимая оценка пожарного риска (АУДИТ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ)
Независимая оценка рисков (НОР) - в соответствии с Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности, независимая оценка пожарного риска (или аудит пожарной безопасности), наравне с государственным пожарным надзором является одной из форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности.
МОТИВАЦИЕЙ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ РИСКОВ ЯВЛЯЕТСЯ:
-
- получение руководством (владельцем) предприятия полной и объективной картины относительно уровня обеспечения безопасности на объекте;
- определение приоритетных направлений финансирования создания (реконструкции, совершенствования) систем безопасности при большом количестве недостатков;
- снижение на предприятии финансовых рисков, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций и пожаров;
- получение дополнительных преимуществ в конкурентной борьбе;
- установление страховых сборов в зависимости от уровня защищенности объектов.
- возможность перевода объекта в более низкую категорию риска.
Оценка пожарного риска проводится в целях:
- определения соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности в порядке, установленном Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- повышение уровня защищенности населения, территорий, имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- учет результатов оценки рисков при назначении сумм страховых сборов и их дифференциация в зависимости от уровня защищенности объекта;
- обеспечение прозрачности процедур осуществления надзорных функций, предупреждение проявлений коррупции в этой сфере деятельности.
- возможность перевода объекта в более низкую категорию риска.
Аудит пожарной безопасности объекта защиты осуществляется на всей территории Российской Федерации в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 31 августа 2020 года № 1325 "Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска".
Законодательная база независимой оценки пожарного риска
(расчет рисков, пожарные риски):
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
Пожарный риск - мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей;
Статья 6. Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности
1. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий:
1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона;
Статья 4. Техническое регулирование в области пожарной безопасности
3. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся:
1) национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона;
2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
5.1. Утратил силу. - Федеральный закон от 10.07.2012 N 117-ФЗ.
5.2. При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, расчет пожарного риска не требуется.
5.3. Утратил силу. - Федеральный закон от 14.07.2022 N 276-ФЗ.
5.4. Собственник объекта защиты или лицо, которое владеет им на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое), должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона в течение шести месяцев со дня приобретения такого права разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности.
6. Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации).
7. Порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности.
8. Разработка декларации пожарной безопасности не требуется для обоснования пожарной безопасности пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Статья 94. Последовательность оценки пожарного риска на производственном объекте
1. Оценка пожарного риска на производственном объекте должна предусматривать:
1) анализ пожарной опасности производственного объекта;
2) определение частоты реализации пожароопасных аварийных ситуаций на производственном объекте;
3) построение полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;
4) оценку последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
5) вычисление пожарного риска.
2. Анализ пожарной опасности производственных объектов должен предусматривать:
1) анализ пожарной опасности технологической среды и параметров технологических процессов на производственном объекте;
2) определение перечня пожароопасных аварийных ситуаций и параметров для каждого технологического процесса;
3) определение перечня причин, возникновение которых позволяет характеризовать ситуацию как пожароопасную, для каждого технологического процесса;
4) построение сценариев возникновения и развития пожаров, повлекших за собой гибель людей.
Статья 95. Анализ пожарной опасности производственных объектов
6. Анализ пожарной опасности производственных объектов предусматривает определение комплекса превентивных мероприятий, изменяющих параметры технологического процесса до уровня, обеспечивающего допустимый пожарный риск.
Статья 96. Оценка пожарного риска на производственном объекте
1. Для определения частоты реализации пожароопасных ситуаций на производственном объекте используется информация:
1) об отказе оборудования, используемого на производственном объекте;
2) о параметрах надежности используемого на производственном объекте оборудования;
3) об ошибочных действиях персонала производственного объекта;
4) о гидрометеорологической обстановке в районе размещения производственного объекта;
5) о географических особенностях местности в районе размещения производственного объекта.
2. Оценка опасных факторов пожара, взрыва для различных сценариев их развития осуществляется на основе сопоставления информации о моделировании динамики опасных факторов пожара на территории производственного объекта и прилегающей к нему территории и информации о критических для жизни и здоровья людей значениях опасных факторов анализируемых пожара, взрыва.
3. Оценка последствий воздействия опасных факторов пожара, взрыва на людей для различных сценариев развития пожароопасных ситуаций предусматривает определение числа людей, попавших в зону поражения опасными факторами пожара, взрыва.
Статья 144. Формы оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности
часть 1. Форма оценки соответствия объектов защиты (продукции):
- независимая оценка пожарного риска (аудита пожарной безопасности)
часть 2. Порядок оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 августа 2020 года N 1325
1. Настоящие Правила определяют порядок оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем оценки соответствия объекта защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности и проверки соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима (далее - соблюдение противопожарного режима), проводимой не заинтересованным в результатах такой оценки или такой проверки экспертом в области оценки пожарного риска (далее - независимая оценка пожарного риска).
2. Независимая оценка пожарного риска проводится экспертом в области оценки пожарного риска на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты (продукции) (далее - собственник) и юридическим лицом, осуществляющим деятельность в области оценки пожарного риска (далее - договор).
3. Юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области оценки пожарного риска (далее - экспертная организация), не может проводить независимую оценку пожарного риска в отношении объекта защиты (продукции):
а) в случае, если в отношении объекта защиты (продукции) экспертной организацией выполнены другие работы и (или) оказаны услуги в области пожарной безопасности;
б) в случае, если объект защиты (продукция) принадлежит экспертной организации на праве собственности или на ином законном основании.
4. Независимая оценка пожарного риска включает:
а) анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты (продукции);
б) обследование объекта защиты (продукции) для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты (продукции) и соблюдении противопожарного режима, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения наличия условий соответствия объекта защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности, в том числе для проверки исправности и работоспособности имеющихся на объекте защиты (продукции) систем противопожарной защиты;
в) информация о проведении необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз в случаях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, проведении расчетов по оценке пожарного риска в случаях, установленных Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
г) подготовку вывода о выполнении требований пожарной безопасности и соблюдении противопожарного режима либо в случае их невыполнения и (или) несоблюдения разработку мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты (продукция) будет соответствовать требованиям пожарной безопасности, и (или) подготовку перечня требований пожарной безопасности, при выполнении которых обеспечивается соблюдение противопожарного режима на объекте защиты (продукции).
5. Результаты проведения независимой оценки пожарного риска оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска (далее - заключение), направляемого (вручаемого) собственнику на бумажном носителе или в форме электронного документа.
Заключение, созданное в форме электронного документа, направляется собственнику на адрес электронной почты, указанный в договоре, или иным способом в порядке, установленном договором, подтверждающим факт направления заключения.
6. В заключении указываются:
а) наименование и адрес экспертной организации;
б) дата и номер договора, в соответствии с которым проведена независимая оценка пожарного риска;
в) описание объекта защиты (продукции), в отношении которого проводилась независимая оценка пожарного риска;
г) фамилия, имя и отчество (при наличии) эксперта (экспертов) в области оценки пожарного риска, участвовавшего (участвовавших) в проведении независимой оценки пожарного риска, реквизиты выданного этому эксперту (экспертам) квалификационного удостоверения должностного лица, аттестованного на осуществление деятельности в области оценки пожарного риска;
д) результаты проведения независимой оценки пожарного риска, в том числе результаты выполнения работ, предусмотренных подпунктами "а" - "в" пункта 4 настоящих Правил;
е) вывод о выполнении требований пожарной безопасности и соблюдении противопожарного режима, а в случае их невыполнения и (или) несоблюдения - рекомендации о принятии мер и (или) выполнении требований, предусмотренных подпунктом "г" пункта 4 настоящих Правил.
7. Заключение подписывается экспертом (экспертами), проводившим (проводившими) независимую оценку пожарного риска, утверждается руководителем экспертной организации и скрепляется печатью экспертной организации (при наличии).
Заключение, созданное в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.
8. В течение 5 рабочих дней после утверждения заключения экспертная организация направляет копию заключения в орган исполнительной власти или подведомственное ему государственное учреждение, уполномоченные на осуществление федерального государственного пожарного надзора на объекте защиты (продукции), в отношении которого проводилась независимая оценка пожарного риска.
По желанию заявителя копия заключения может быть направлена в орган или учреждение, указанные в абзаце первом настоящего пункта, с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или иным способом, подтверждающим факт направления заключения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 июля 2020 года N 1084
1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска в случаях, установленных Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
2. Оценка пожарного риска проводится путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
3. Определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - методики расчета по оценке пожарного риска).
4. Методики расчета по оценке пожарного риска должны основываться на:
а) анализе пожарной опасности объекта защиты;
б) определении частоты возникновения пожара (частоты реализации пожароопасных ситуаций);
в) построении полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;
г) оценке последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
д) учете состава системы обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
е) учете степени опасности для группы людей в результате воздействия опасных факторов пожара, ведущих к гибели 10 человек и более, при проведении расчета по оценке социального пожарного риска.
5. Результаты расчета по оценке пожарного риска оформляются в виде отчета, содержащего:
а) наименование и адрес объекта защиты;
б) анализ пожарной опасности объекта защиты;
в) исходные данные для проведения расчета по оценке пожарного риска;
г) наименование использованной методики расчета по оценке пожарного риска;
д) значения расчетных величин пожарного риска для объекта защиты;
е) вывод о соответствии или несоответствии расчетных величин пожарного риска соответствующим нормативным значениям пожарных рисков, установленным Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
6. В отчете, содержащем результаты расчета по оценке пожарного риска для зданий и сооружений, приводятся следующие исходные данные:
а) характеристика объекта защиты, включающая:
количество пожарных отсеков, входящих в состав объекта защиты, класс их функциональной пожарной опасности;
время функционирования объекта защиты (нахождение на объекте защиты охраны и других сотрудников во время, когда основной вид деятельности не осуществляется, во время функционирования не включается);
количество эвакуационных выходов с этажа и (или) из здания, их размеры;
количество лестниц и (или) лестничных клеток, по которым проходят пути эвакуации, их тип и параметры (ширина маршей, ширина площадок, ширина выходов с этажей, ширина выходов из лестничных клеток);
количество, площадь и места размещения зон безопасности (пожаробезопасных зон) для людей, относящихся к маломобильным группам населения;
поэтажные планы объекта защиты;
данные о высоте этажей (помещений);
б) сведения о наличии, работоспособности систем противопожарной защиты, для системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре указывается тип системы;
в) сведения о количестве и размещении людей на объекте защиты, в том числе относящихся к маломобильным группам населения, а также не имеющих возможности передвигаться самостоятельно, передвигающихся несамостоятельно на кресле-коляске, действия по транспортировке которых являются недопустимыми вследствие прямой угрозы жизни, вызванной такой транспортировкой;
г) описание рассматриваемых сценариев (сценария) пожара с указанием:
места возникновения пожара;
расчетной области (помещения или системы помещений, учитываемых при расчете элементов внутренней структуры помещений, состояние проемов);
принятой пожарной нагрузки;
максимальной площади очага пожара;
д) описание параметров системы противодымной защиты (места размещения дымоприемных устройств и их расходы, расходы воздуха в месте его подачи системой приточной противодымной вентиляции) - в случае учета параметров данной системы в расчете по оценке пожарного риска;
е) наличие или отсутствие автоматических установок пожаротушения в помещении очага пожара;
ж) используемый в расчете метод математического моделирования пожара.
7. В отчете, содержащем результаты расчета по оценке пожарного риска для производственных объектов защиты с наличием наружных установок (оборудования), приводятся следующие исходные данные:
а) наименование и место расположения объекта защиты на генеральном плане (схеме размещения) объекта, ситуационный план объекта;
б) данные о природно-климатических условиях, характерных для территории, где расположен объект защиты (максимальная температура воздуха, направление и скорость ветра);
в) данные о распределении на объекте защиты веществ и материалов, их пожарной опасности, количестве и параметрах потоков веществ, обращающихся (хранящихся) в наружной установке, в транспортных трубопроводах (каналах);
г) параметры используемых опасных веществ (температура, давление, агрегатное состояние);
д) параметры пожарной опасности рассматриваемых опасных веществ (справочные данные, в случае отсутствия справочных данных - показатели пожарной опасности, определенные на основании требований нормативных документов);
е) данные о применяемых системах безопасности (наличие и места размещения запорной арматуры, чувствительности и времени срабатывания систем контроля утечек, газоанализаторов, наличие систем контроля и управления системами безопасности, алгоритм работы системы при развитии аварии).
8. В отчете, содержащем результаты расчета по оценке пожарного риска для производственных объектов защиты с наличием магистральных трубопроводов, дополнительно к исходным данным, указанным в пункте 7 настоящих Правил, приводятся следующие исходные данные:
а) диаметр (условный диаметр) трубопровода, толщина стенки, материал стенки трубопровода;
б) глубина заложения;
в) метод прокладки;
г) наличие переходов через искусственные препятствия (автомобильные дороги, железные дороги и инженерные коммуникации);
д) прохождение трассы трубопровода через водные преграды и заболоченные участки;
е) наличие и материал футляров (кожухов);
ж) использование систем защиты от коррозии, использование улучшенных материалов и дополнительных средств контроля при строительстве и последующей эксплуатации.
9. Требования к порядку оформления отчета по результатам расчета по оценке пожарного риска устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.
Приказом МЧС России от 29 сентября 2021 г. № 645 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СВОДА ПРАВИЛ"
"РАСЧЕТ ПОЖАРНОГО РИСКА. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ" СП 505. 13.11500.2021 определены требования к оформлению отчета по результатам расчета по оценке пожарного риска